Городская среда

Почему не стоит слепо верить надписи «эко» на упаковке?

Кратко

К нам регулярно обращаются распространители продукции сетевых компаний, работающих в Новосибирске, с просьбой прорекламировать что-нибудь — от волшебных салфеток, отмывающих всё подряд, до каких-то пластин. Мы так же регулярно отказываем. В последнее время количество таких запросов увеличилось, поэтому мы решили […]

К нам регулярно обращаются распространители продукции сетевых компаний, работающих в Новосибирске, с просьбой прорекламировать что-нибудь — от волшебных салфеток, отмывающих всё подряд, до каких-то пластин. Мы так же регулярно отказываем. В последнее время количество таких запросов увеличилось, поэтому мы решили объяснить, почему не сотрудничаем с сетевыми компаниями. Это, конечно, не расследование, но кое-что незаконное мы все же обнаружили.

Зеленый обман, или почему популярность экотоваров растет?

С появлением тренда на осознанное потребление возникла новая категория покупателей, которые стремятся к снижению вреда для окружающей среды. Этот факт не остается без внимания маркетологов, и магазины пополняются товарами экологичного вида. Такой вид пиара называется гринвошинг: производители рисуют на упаковке товаров несуществующие эко-сертификаты с целью повышения продаж.

Слово greenwashing (от англ. green — зеленый и whitewash — отбеливание) — буквально «зеленое отмывание” (иногда «зеленый камуфляж»), ввел в обиход американский биолог и эколог-активист Джей Вестервельд (Jay Westerveld) еще в 1986 году.

Есть несколько причин, почему товары некоторых производителей записали в гринвошинг. Поведение этих компаний, подтверждает, что они объявляют свой продукт экологичным без оснований. Так вот, до сих пор представители отдельных компаний не смогли предоставить ни одного экологического сертификата, выданного независимым сертифицирующим органом. Вместо них присылали сертификаты соответствия, которые не имеют никакого отношения к экологичности. Это принципиально разные вещи.

Как компании обманывают покупателей с помощью надписи «эко»?

Все приемы гринвошинга можно разделить на несколько категорий. Первая категория — простые. К ним относится создание экологичного образа продукта через упаковку: крафтовый дизайн, зеленый цвет, слова «природный» и «экологичный». Вторая категория — более сложные приемы. Например, ложная маркировка товара сертификатами экологичности.

Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И мы бы могли просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружили экомаркировку «Голубой ангел» на товарах, которые рекламировались по телевизору, в соцсетях и на баннерах Новосибирска.

Прислушавшись к своей интуиции, мы решили проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», мы очень быстро получили подтверждение, что компании не сертифицированы по стандарту «Голубого ангела», а значит используют маркировку незаконно.

Одновременно с этим в нашем распоряжении оказался скриншот ответа от представителя компании распространителю, который по нашей просьбе сделал запрос по поводу маркировки. Как следует из этого ответа, сертификат «Голубой ангел» есть у компании, которая делает УПАКОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Правда это или нет — мы не знаем, но даже если правда, даже если производитель упаковки сертифицирован по стандарту «Голубой ангел», это не даёт компаниям права размещать экомаркировку на упаковке.

А как же тогда выбирать натуральные товары?

Нужно помнить, что ничего экологически чистого в природе не существует, и каждая система сертификации разрабатывает свои критерии экологичности товаров. Разобраться в них неподготовленному покупателю бывает сложно. Но помочь в этом может мобильное приложение Ecolabel Guide, созданное Экологическим Союзом, Агентством по охране окружающей среды ООН и Министерством северных стран. В этом гиде по экомаркировкам собраны действующие экологические сертификаты, которым стоит доверять. Также в приложении есть советы о том, как правильно читать сертификаты и как проверить их на подлинность:

Часто на полках можно встретить товары бытовой химии в неэкологичной упаковке со значком «Листок жизни». Объяснить это очень просто. Для некоторых товаров, например, порошка, сложно подобрать бумажную упаковку, потому что она будет намокать и испортит продукт. Стоит понимать, что упаковка — лишь одна из стадий жизненного цикла товара. В случае с порошком, за его экологический след отвечает также правильный состав и устранение пятен при низкой температуре. То есть, упаковка — не самый важный критерий экологичности.

Качественные характеристики продукта на соответствие эко-нормам производители проверяют самостоятельно в независимых лабораториях. Иногда этим занимается и «Листок жизни». Чтобы получить сертификат, нужно соответствовать определенным требованиям и оптимизировать процесс производства. Кажется, что это недоступно маленьким локальным брендам. Конечно, для этих преобразований нужно приложить усилия. Но все одинаково возможно в реализации и для мелких, и для крупных предприятий.

Дело в том, что стандарт «Голубой ангел» предполагает оценку всего жизненного цикла продукта, это значит, что сам продукт тоже должен быть сертифицирован. Разъяснения об этом есть на сайте сертифицирующего органа, где чётко прописаны правила использования знака.

Что же получается? А получается, что некоторые компании вводят потребителя в заблуждение, размещая маркировку «Голубого ангела» на упаковке, поскольку позволяют предположить, что сертифицирована сама продукция, а не упаковка.

Кроме того, компания, которая имеет право использовать маркировку «Голубой ангел», не должна «передавать» её какой-то другой компании — за такое можно лишиться маркировки.

Поэтому наш вам совет: не спешите доставать кошелёк, когда вам пытаются что-то продать с приставкой эко-. Просите подтверждение экологичности продуктов — это должны быть экологические сертификаты, выданные международно-признанными организациями. Выясняйте, почему компания незаконно использует (если использует) экологическую маркировку.

Будьте бдительны, не позволяйте себя обмануть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *